Официальный сайт
Версия для слабовидящих
Роспотребнадзор
5 сентября 2024

Информирование о необходимости соблюдения обязательных требований законодательства в области защиты прав потребителей

В адрес ТО Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю в г. Новоалтайске, Первомайском, Косихинском, Тальменском, Троицком районах поступило обращение, по вопросу недопустимых условий договора, ущемляющих права потребителя при оказании услуг связи.

Согласно ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее – Закон) недопустимыми условиями договора, ущемляющими права потребителя, являются условия, которые нарушают правила, установленные международными договорами Российской Федерации, настоящим Законом, законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей. Недопустимые условия договора, ущемляющие права потребителя, ничтожны.

Условия, которые предусматривают выполнение дополнительных работ (оказание дополнительных услуг) за плату без получения согласия потребителя, относятся к недопустимым условиям договора ущемляющим права потребителя ( п.п. 6 ч. 2 ст. 16 Закона).

В силу п. 1 ст. 44 Федерального закона РФ от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключенного в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи.

Согласно п. 47 Правил оказания услуг телефонной связи, утвержденными постановлением Правительства РФ от 09.12.2014 №1342, изменение договора осуществляется в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий, перечень и порядок осуществления которых определяются договором.

Под конклюдентными действиями в гражданском праве понимаются действия лица, выражающие его волю установить правоотношение, но не в форме устного или письменного волеизъявления, а поведением, из которого следует такое намерение.

В соответствии с п. 7 Правил оказания услуг телефонной связи, утвержденными постановлением Правительства РФ от 09.12.2014 № 1342, может сопровождаться предоставлением оператором связи иных услуг, технологически неразрывно связанных с услугами телефонной связи и направленных на повышение их потребительской ценности, при соблюдении требований, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Перечень технологически неразрывно связанных с услугами связи иных услуг, направленных на повышение потребительской ценности услуг связи, которые оператор связи имеет возможность предоставить абоненту и (или) пользователю, определяется оператором связи самостоятельно.

Пунктом 5 ст. 44 Федерального закона РФ от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» установлено, что оказание иных услуг, технологически неразрывно связанных с услугами подвижной радиотелефонной связи и направленных на повышение их потребительской ценности, осуществляется с согласия абонента, выраженного посредством совершения им действий, однозначно идентифицирующих абонента и позволяющих достоверно установить его волеизъявление на получение данных услуг.

Таким образом, оператор связи не вправе осуществлять в одностороннем порядке подключение дополнительных услуг без однозначного волеизъявления абонента.

Дополнительно сообщаем, что в целях профилактики нарушения обязательных требований юридические лица, оказывающие услуги, могут провести самостоятельную оценку соблюдения обязательных требований (самообследование) с использованием способов, указанных на официальном сайте по адресу: https://www.rospotrebnadzor.ru/region/samoobsledovanie.php.


Видеорепортажи

Фестиваль
10 октября 2016