Прогноз возможных чрезвычайных ситуаций и происшествий природного и техногенного характера на территории Алтайского края с 17 мая по 23 мая 2024 года
(при составлении прогноза использована информация Алтайского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Западно-Сибирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды")
Метеорологическая обстановка
В течение периода средняя температура воздуха ожидается +10...+15°С. Преобладающая ночная температура воздуха +5...+10°С, дневная +18...+23°С. Осадки различной интенсивности ожидаются в середине и в конце периода.
1. Риск затопления (подтопления)
Сильные осадки, прошедшие на территории Республики Алтай и Алтайского края 15 мая не привели к резкому росту уровней воды в бассейне Верхней Оби. Выпадения осадков продолжиться днем 16 мая на территории Республики Алтай, местами ожидаются очень сильные осадки. Это приведет к кратковременному резкому подъёму уровней воды в бассейне Верхней Оби.
Существенные осадки, способные ухудшить гидрологическую ситуацию в регионе ожидаются 20 мая.
Прослеживается волна подъемов уровней воды и на р. Обь, но осложнения гидрологической обстановки в предстоящий период не ожидается.
В предстоящий период будет поддерживаться высокий уровень воды на р. Катунь у н.п. Сростки Бийского района и на р. Чарыш у н.п. Карпов-2 Краснощёковского района.
По данным ФБГУ «Западно - Сибирского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» наиболее вероятны периоды прохождения максимальных уровней воды: конец второй декады мая - начало июня.
2. Риск возникновение природных пожаров
20 и 23 мая на территории края ожидаются осадки различной интенсивности, данные метеорологические условия дают основания предполагать, что в эти дни будут наблюдаться снижение классов пожарной опасности.
В Алтайском крае в период с 14 по 17 мая 2024 года местами сохранится высокая пожароопасность (4 класса). (Штормовое предупреждение № 12-5).
С наступлением выходных дней ожидается массовый выезд населения за город и на дачные участки, в связи, с чем возрастает вероятность возникновения очагов природных (ландшафтных) пожаров на территориях, прилегающих к крупным населенным пунктам и в районах садово - дачных обществ. Это наиболее характерно для городов и пригородов.
По статистической сводки информационно-справочной базы данных "Термические точки" СКМ МЧС России в период 17.05-23.05 было зарегистрировано количество термоточек: 2019 г. - 57; 2020 г. - 12; 2021 г. - 21; 2022 г. - 57; 2023 г. - 254.
3. Риск возникновения техногенных пожаров
Сохраняется риск возникновения бытовых пожаров в жилом секторе. Основными причинами являются нарушения техники безопасности при эксплуатации теплопроизводящих установок, неосторожного обращения с огнем, в том числе при курении, а также нарушения правил монтажа электропроводки.
Возможны случаи взрывов и возгорания бытового газа при несоблюдении правил эксплуатации газовых устройств и оборудования.
Наиболее неблагоприятная ситуация может сложиться в жилом секторе, где проживают семьи, находящиеся в социально опасном положении, одинокие пенсионеры, инвалиды и социально неблагополучные граждане.
4. Риск происшествий на автомобильном транспорте
На территории края ожидается увеличения числа дорожно-транспортных происшествий с погибшими и пострадавшими на федеральных и региональных дорогах края по причине несоблюдения правил дорожного движения, а также погодных условий (туман в утренние часы). Возрастает риск возникновения ДТП с участием мото- и велотранспорта и в местах проведения дорожных работ.
Наибольшее количество аварий с пострадавшими стоит ожидать на аварийно - опасных участках на трассах Р256 «Чуйский тракт», А322 Барнаул- Рубцовск - государственная граница с Республикой Казахстан, А321 Барнаул - Павловск - граница с Республикой Казахстан, а также на дорогах регионального значения К-06 «Бийск-Белокуриха».
5. Риск происшествий на объектах жилищно - коммунального
хозяйства и энергетики
На территории края остаётся высоким риск аварий на объектах жилищнокоммунального хозяйства. Основными источниками возникновения происшествий являются высокая изношенность коммунальных сетей, выходом из строя водопапорных башен, а также ремонтные работы, гидравлические испытания и промывка систем и узлов, замена старого оборудования на водопроводных сетях.
6. Риск происшествий на водных объектах
Сохраняется риск возникновения происшествий на воде в традиционных местах массового лова рыбы и несанкционированных местах отдыха населения. Основной причиной происшествий являются несоблюдения техники безопасности при использовании плавсредства, нахождение граждан в состоянии алкогольного опьянения у воды и оставление детей вблизи водоемов без присмотра.
7. Эпидемиологическая обстановка
1. Продолжиться рост активности клещей на всей территории Алтайского края.
2. Заболеваемость острыми респираторными вирусными инфекциями соответствует сезонному уровню и будет понижаться.
3. В предстоящий период возможны выявления случаев заболевания бешенства среди домашних животных.
Остальные риски, рассматриваемые на территории Алтайского края, прогнозируются в пределах среднестатистических значений.
Превентивные мероприятия по наиболее вероятным рискам
1 .По риску подтопления:
организовать мониторинг метеорологической и гидрологической обстановки на территории муниципальных образований;
коммунальным службам и территориальным подразделениям КГКУ» Управление автомобильных дорог», «Управление федеральных дорог «Алтай»:
обеспечить постоянное функционирование ливневых стоков водопропускных сооружений, особое внимания обратить на низменные участки местности,
проверить готовность аварийных служб, техники и водооткачивающего оборудования к работе.
2. По риску природных пожаров
использовать приложения «Термические точки», в том числе для оперативного тушения ландшафтных (природных) пожаров в день обнаружения;
организовать работу патрульных, патрульно-маневренных, маневренных и патрульно-контрольных групп для реализации комплекса превентивных мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций;
создавать и обновлять противопожарные минерализованные полосы;
проводить своевременно очисти мест рубок от порубочных остатков в лесах;
обеспечивать своевременно введения особого противопожарного режимов, а также необходимых режимов функционирования для органов управления и сил всех уровне Алтайского ТП РСЧС в соответствии с прогнозируемой и складывающейся обстановкой.
организовать работу по информированию населения о мерах пожарной безопасности в лесах.
3. По риску техногенных пожаров:
обеспечить работу с населением по мерам пожарной безопасности в жилом секторе, основные усилия направлены по местам проживания наиболее уязвимых социальных групп населения (многодетных семей, инвалидов, одиноко проживающих пожилых граждан и социально неблагополучных слоев населения;
продолжить работу по оборудованию мест проживания многодетных семей и семей, находящихся в социально опасном положении автономными пожарными извещателями;
проводить разъяснительная работа с родительской общественностью в общеобразовательных организациях, а также учреждениях дополнительного образования по соблюдению требований пожарной безопасности;
продолжить работу по доведению до населения обстановки с пожарами и мер пожарной безопасности на сайте Главного управления, сайтах органов местного самоуправления и через СМИ.
4. По риску дорожно-транспортных происшествий:
постоянно проводить пропагандистскую работу через СМИ о необходимости соблюдения ПДД всеми участниками дорожного движения;
в случае ухудшения обстановки проработать вопросы:
усиления дежурных смен дорожной службы,
информирования населения через СМИ о сложившейся обстановке, а также маршрутов объездных автодорог;
проработать вопросы организации мест питания и размещения водителей и пассажиров.
5. По риску аварий на объектах жилищно-коммунального хозяйства и энергетики:
обеспечить готовность к работе резервных источников электропитания в учреждениях с круглосуточным пребыванием людей;
обеспечить готовность аварийных служб к реагированию на возможные чрезвычайные ситуации и происшествия на объектах энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства;
поддержание в готовности и достаточном количестве запасов материальных и финансовых ресурсов для ликвидации аварийных и чрезвычайных ситуаций на объектах энергетического комплекса и жилищно - коммунального хозяйства;
6. По риску происшествий на водных объектах:
продолжить информирование населения в средствах массовой информации и на Интернет-ресурсах о соблюдении требований безопасности на водных объектах, освещение каждого происшествия на акваториях;
организовать проведение патрулирований в местах неорганизованного отдыха населения у воды с привлечением сотрудников полиции, средств массовой информации, общественных организаций, родительского патруля для проведения профилактической работы с населением;
усилить профилактическую работы по безопасности на водных объектах в средствах массовой информации, на официальных сайтах муниципальных образований.
7. По риску инфекционных заболеваний:
продолжить санитарно-просветительную работу через средства массовой информации и интернет ресурсы муниципальных образований о методах и средствах профилактики заболеваний и мерах по их предупреждению;
проводить противоэпидемические, профилактические мероприятия в учреждениях всех форм собственности и в первую очередь в местах массового скопления людей (в медицинских, образовательных организациях, организациях социального обслуживания, сферы обслуживания, торговли и транспорта), путём увеличения кратности проведения проветривания, влажной уборки с применением моющих дезинфицирующих средств;
организовать профилактические и организационные мероприятия (организация работы пунктов серопрофилактики, проведение противоклещевых обработок территорий населённых пунктов и прочее) в эпидемический сезон клещевых инфекций;
проводить разъяснительную беседу с населением о необходимости вакцинации от клещевого энцефалита.
Рекомендовать населению использовать мобильное приложение МЧС России, созданное с целью помощи гражданам, оказавшимся в сложных ситуациях, содержащее полезную информацию (карта рисков и опасностей по регионам, телефоны служб, сведения по профилактике коронавируса и т.д.), а также рекомендации о правилах поведения при происшествиях различного характера (потеря людей в природной среде, оказание первой помощи, отравление, землетрясение, паводок, природный пожар и т.д.)
Обо всех возникших нарушениях жизнедеятельности населения немедленно информировать оперативную дежурную смену центра управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Алтайскому краю тел.: 20-26-10, 20-26-03 - ОДС центра управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Алтайскому краю, 55-44-01 - ОДС ОУКС ККУ, телефон экстренных служб 01, 101, 112, телефон горячей линии Главного управления МЧС России по Алтайскому краю 8-385-2-20-25-86, телефон доверия 8-385-2-65-82-19).