Прогноз возможных чрезвычайных ситуаций на территории Алтайского края на май 2024 года
(при составлении прогноза использована информация Алтайского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Западно-Сибирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды")
1 Чрезвычайные ситуации и происшествия, обусловленные источниками
природного характера
1.1 Риск затопления (подтопления)
Основным источником чрезвычайных ситуаций в мае является вторая волна весеннего половодья в 3-я декада мая - 1-я декада июня, когда происходит активное снеготаяние в предгорных и горно-таежных районах Республики Алтай. Основная опасность этого периода - подъем уровня воды в основных реках выше критических отметок, подтопление населенных пунктов, а также сельхозугодий, расположенных в низменных участках местности.
При неблагоприятных гидрометеорологических условиях обильные и продолжительные осадки, высокие ночные и дневные температуры воздуха в период формирования максимальных уровней воды (май - июнь) в верховьях рек Бия, Катунь, Чарыш и их притоков, возможно значительное осложнение паводковой обстановки на территории края.
При неблагоприятном прогнозе при выпадении большого количества осадков в период обильного снеготаяния в высокогорьях Алтая, возможно достижение опасных отметок и подтопление в следующих населённых пунктах:
г. Барнаул - п. Затон, п. Ильича;
г. Бийск - Городская зона район. Заречье, п. Сорокино, Городская зона правый берег, н.п. Фоминское;
г. Новоалтайск,
Алтайский район - н.п. Алтайское, н.п. Ая, н.п. Нижнекаменка, н.п. Тоурак, н.п. Катунь, н.п. Сараса;
Бийский район - н.п. Усятское, н.п. Ключи, н.п. Промышленный, н.п. Малоугренево, н.п. Новиково, н.п. Мальцева-Курья, н.п. Енисейское, н.п. Малоенисейское, н.п. Полеводка, н.п. Сростки, н.п. Стан-Бехтемир, н.п. Образцовка, н.п. Лесное, н.п. Междуречье;
Быстроистокский район - н.п.Верх-Озерное, н.п. Усть-Ануй, н.п. Быстрый Исток;
Каменский район - г. Камень - на - Оби, н.п. Духовая, н.п. Обское;
Красногорский район - н.п. Усть-Кажа, н.п. Балыкса, н.п. Березовка, н.п. Быстрянка, н.п. Мост-Иша, н.п. Сосновка, пос. им. Фрунзе, н.п. Долина Свободы, н.п. Лебяжье, н.п. Соусканиха, н.п. Красногорское, н.п. Ужлеп;
Краснощёковский район - н.п. Краснощеково, н.п. Карпово Второе, н.п. Маралиха, н.п. Усть-Пустынка, н.п. Харлово, н.п. Усть-Козлуха, н.п. Усть- Чагырка, н.п. Карпово Первое;
Курьинский район - н.п. Трусово, п. Калмацский, п. Подзаймище;
Смоленский район - н.п. Кировский, н.п. Точильное, н.п. Нефтебаза, н.п. Новотырышкино, н.п. Катунское, н.п. Иконниково, н.п. Красный Городок, н.п. Смоленское, н.п. Сычевка, н.п. Раздольный;
Советский район - н.п. Сосновка, н.п. Заречный, н.п. Талица, н.п. Кокши, н.п. Шульгин Лог, н.п. Хуторки, н.п. Шульгинка, н.п. Карасук;
Солонешенский район - н.п. Топольное, н.п. Искра, н.п. Солонешное, н.п. Березовка, н.п. Сибирячиха, н.п. Карпово, н.п. Алесандровка;
Солтонский район - н.п. Новая Ажинка, н.п. Усть-Куют, н.п. Сайдып;
Тальменский район - н.п. Речкуново, н.п. Барсуково;
Усть-Пристанский район - н.п. Чеканиха, н.п. Усть-Чарыш, н.п. Клепиково, н.п. Беспалово, н.п. Нижнеозерное, н.п. Усть Журавлиха, н.п. Камышенка;
Чарышский район - н.п. Покровка, н.п. Сентелек, н.п. Красный Партизан, н.п. Чарышское, н.п. Малый Бащелак;
Шелаболихинский район - н.п. Иня, н.п. Омутское, н.п. Сибирка, н.п. Луговое, н.п. Киприно, н.п. Селезнево, н.п. Сакмарино;
Шипуновский район - н.п. Ельцовка, н.п. Озерки, н.п. Качусово, н.п.
Кузнечиха, н.п. Белоглазово, н.п. Тугозвоново, н.п. Метели, н.п. Новосельское;
Петропавловский район - н.п. Новообинка, н.п. Алексеевка, н.п. Антоньевка, н.п. Зеленый Дол, н.п. Николаевка, н.п. Паутово, н.п. Петропавловское, п. им. Калинина, п. Красные Орлы;
Первомайский район - н.п. Рассказиха, н.п. Малая Речка, н.п. Бобровка, н.п. Кислуха, н.п. Повалиха;
Павловский район - н.п. Черемно-Подгорное.
Окончательное формирование факторов, формирующих предпосылки прохождения второй волны паводка в бассейне Верхней Оби, во второй декаде мая.
1.2 Риск возникновения природных пожаров
Характерной особенностью мая является возникновение многочисленных природных пожаров.
Наиболее пожароопасным периодом являются конец апреля - май, когда по многолетним наблюдениям длительное время сохраняется ветреная и сухая погода, способствующая быстрому высыханию лесных горючих материалов и распространению возникших очагов пожаров на значительные площади. В этот же период могут возникать пожары из-за несанкционированных сельхозпалов, отжигов прошлогодней травы и мусора на дачных участках.
По данный Алтайского ЦГМС в мае среднемесячная температура воздуха ожидается выше нормы на 2-3 °С. Месячное количество осадков предполагается по около нормы. При условии оправдываемости метеорологического прогноза на территории Алтайского края в мае следует ожидается увеличение количества и площади природных (ландшафтных) пожаров.
В выходные и праздничные дни происходит массовый выезда населения за пределы населенных пунктов, в результате чего возрастает вероятность возникновения очагов природных пожаров, особенно на территориях, прилегающих к крупным населенным пунктам и в районах садово - дачных обществ. Это наиболее характерно для городов и пригородов городов.
По среднемноголетним наблюдением, наибольшее число очагов природных пожаров может произойти в Михайловском, Угловском, Егорьевском, Волчихинском, Первомайском, Залесовском, Шипуновском, Тальменском, Новичихинском, Ребрихинском, Топчихинском, Троицком, Бийском, Заринском районах и г.Барнауле.
Высока вероятность перехода трансграничных пожаров с территории Республики Казахстан на территорию Алтайского края.
2. Чрезвычайные ситуации и происшествия, обусловленные источниками
техногенного характера
2.1. Риск возникновения техногенных пожаров
Сохраняется риск возникновения бытовых пожаров в жилом секторе. Основными причинами являются нарушения техники безопасности при эксплуатации печей и теплопроизводящих установок, неосторожного обращения с огнем, в том числе при курении, а также нарушения правил монтажа электропроводки. Возможны случаи взрывов и возгорания бытового газа, при нарушении правил эксплуатации газовых устройств.
Наиболее неблагоприятная ситуация может сложиться в жилом секторе, где проживают семьи, находящиеся в социально опасном положении, одинокие пенсионеры, инвалиды и социально неблагополучные граждане.
2.2. Риск дорожно - транспортных происшествий
В мае ожидается увеличение числа дорожно - транспортных происшествий (далее - ДТП) в крае. Осадки в виде дождя, туман в утренние часы могут привести к значительному ухудшению дорожных условий. Кроме того, возникает риск возникновения ДТП с участием мото- и велотранспорта и ДТП в местах проведения дорожных работ.
Наибольшее количество аварий с пострадавшими стоит ожидать на аварийно - опасных участках на трассах Р256 «Чуйский тракт», А322 Барнаул-Рубцовск - государственная граница с Республикой Казахстан, А321 Барнаул - Павловск - граница с Республикой Казахстан.
2.3. Риск происшествий на объектах жилищно - коммунального хозяйства
На всей территории края высокая вероятность аварий на коммунальных системах жизнеобеспечения, ремонтные работы на объектах жилищнокоммунального комплекса, гидравлические испытания, промывка тепловых систем и узлов, замена старого оборудования, в связи с вышесказанным, возможны технические неисправности оборудования систем водоснабжения.
На основании анализа возникших аварий и состояния коммунальных сетей возможно нарушения в работе:
водоснабжения - г. Славгород, г. Барнаул, Калманский, Смоленский, Ельцовский, Заринский, Солонешенский, Залесовский, Первомайский, Троицкий, Павловский, Косихинский;
теплоснабжения - г. Славгород, г. Белокуриха, г. Барнаул, г. Яровое.
2.4. Риск происшествий на объектах энергетики
На всей территории края при неблагоприятных погодных условиях (осадки высокой интенсивности в виде мокрого снега и дождя, ветер, гололедные явления,) возможны аварии на трансформаторных подстанциях, обрывы линии электропередач, массовые короткие замыкания в частном секторе, падение слабозакрепленных конструкций.
3. Риск происшествий на водных объектах
Значительно повышается вероятность происшествий на воде в традиционных местах массового лова рыбы несанкционированных местах для купания. Особенно высок рассматриваемый риск в первой и третьей декадах мая.
Основной причиной происшествий является несоблюдения техники безопасности при купании и использовании плавсредства, нахождение граждан в состоянии алкогольного опьянения и оставление детей вблизи водоемов без присмотра.
4. Чрезвычайные ситуации и происшествия, обусловленные источниками
биолого-социального характера
1. Заболеваемость острыми респираторными вирусными инфекциями будет соответствовать сезонному уровню, и будет понижаться.
2. В мае ожидается рост активности клещей на территории края.
3. В предстоящий период возможны выявления новых случаев бешенства среди домашних животных.
Превентивные мероприятия по наиболее вероятным рискам
По риску возникновения подтопления (затопления)
продолжить мониторинг метеорологической и гидрологической обстановки на территории муниципального образования;
обеспечить постоянное функционирование ливневых стоков и водопропускных сооружений, провести очистку коллекторов в зонах ответственности, особое внимание обратить на пониженные участки местности и прибрежные участки вблизи водоемов и рек;
проверить готовность аварийных служб, техники и водооткачивающего оборудования к работе.
По риску природных пожаров
обеспечить доведение до учреждений, организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, индивидуальных предпринимателей, должностных лиц и граждан, владеющих территориями, прилегающими к лесу, правил пожарной безопасности в лесах;
организовать работу патрульных, патрульно-маневренных, маневренных и патрульно-контрольных групп для реализации комплекса превентивных мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций;
использовать приложения «Термические точки», в том числе для оперативного тушения ландшафтных (природных) пожаров в день обнаружения;
создавать и обновлять противопожарные минерализованные полосы;
проводить своевременно очисти мест рубок от порубочных остатков в лесах;
обеспечивать своевременно введения особого противопожарного режимов, а также необходимых режимов функционирования для органов управления и сил всех уровне Алтайского ТП РСЧС в соответствии с прогнозируемой и складывающейся обстановкой.
организовать работу по информированию населения о мерах пожарной безопасности в лесах.
По риску техногенных пожаров
обеспечить работу с населением по мерам пожарной безопасности в жилом секторе, основные усилия направлены по местам проживания наиболее уязвимых социальных групп населения (многодетных семей, инвалидов, одиноко проживающих пожилых граждан и социально неблагополучных слоев населения;
продолжить работу по оборудованию мест проживания многодетных семей и семей, находящихся в социально опасном положении автономными пожарными извещателями;
проводить разъяснительная работа с родительской общественностью в общеобразовательных организациях, а также учреждениях дополнительного образования по соблюдению требований пожарной безопасности;
продолжить работу по доведению до населения обстановки с пожарами и мер пожарной безопасности на сайте Главного управления, сайтах органов местного самоуправления и через СМИ.
По риску дорожно-транспортных происшествий
постоянно проводить пропагандистскую работу через СМИ о необходимости соблюдения ПДД всеми участниками дорожного движения;
в случае ухудшения обстановки проработать вопросы:
усиления дежурных смен дорожной службы,
информирования населения через СМИ о сложившейся обстановке, а также маршрутов объездных автодорог;
проработать вопросы организации мест питания и размещения водителей и пассажиров.
По риску аварий на объектах жилищно-коммунального хозяйства и энергетики
руководителям всех уровней обеспечить бесперебойное функционирование объектов и оборудования энергетического комплекса, включая резервное;
во взаимодействии с энергоснабжающими организациями провести работы по недопущению провисания и перехлеста электрических сетей;
обеспечить готовность к работе резервных источников электропитания в учреждениях с круглосуточным пребыванием людей;
обеспечить готовность аварийных служб к реагированию на возможные ЧС и происшествия на объектах энергетического комплекса;
поддержание в готовности и достаточном количестве запасов материальных и финансовых ресурсов для ликвидации аварийных ситуаций и ЧС на объектах энергетического комплекса.
По риску происшествий на водных объектах
продолжить информирование населения в средствах массовой информации и на Интернет-ресурсах о соблюдении требований безопасности на водных объектах, освещение каждого происшествия на акваториях;
организовать проведение патрулирований в местах неорганизованного отдыха населения у воды с привлечением сотрудников полиции, средств массовой информации, общественных организаций, родительского патруля для проведения профилактической работы с населением;
усилить профилактическую работы по безопасности на водных объектах в средствах массовой информации, на официальных сайтах муниципальных образований.
По риску обусловленному источниками биолого-социального характера
продолжить санитарно-просветительную работу через средства массовой информации и интернет ресурсы муниципальных образований о методах и средствах профилактики заболеваний ОРВИ, ОРЗ, COVID - 19 и мерах по их предупреждению;
проводить противоэпидемические, профилактические мероприятия в учреждениях всех форм собственности и в первую очередь в местах массового скопления людей (в медицинских, организациях социального обслуживания, сферы обслуживания, торговли и транспорта), путём увеличения кратности проведения проветривания, влажной уборки с применением моющих дезинфицирующих средств.
в целях профилактики распространения случаев заболевания коронавирусной инфекцией, для лечения и профилактики острых респираторных вирусных инфекций создать необходимый запас лекарственных препаратов, средств индивидуальной защиты, дезинфицирующих средств; ввести ограничительные мероприятия в медицинских, образовательных организациях, организациях социального обслуживания, сферы обслуживания, торговли и транспорта;
организовать профилактические и организационные мероприятия (организация работы пунктов серопрофилактики, проведение противоклещевых обработок территорий населённых пунктов и прочее) в эпидемический сезон клещевых инфекций;
проводить разъяснительную беседу с населением о необходимости вакцинации от клещевого энцефалита.
Обо всех возникших нарушениях жизнедеятельности населения немедленно информировать оперативную дежурную смену центра управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Алтайскому краю (тел.: 20-26-10, 2026-03 - ОДС центра управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Алтайскому краю, 55-44-01 - ОДС ОУКС ККУ, телефон экстренных служб 01, 101, 112, тел. горячей линии Главного управления МЧС России по Алтайскому краю 8-385-2-20-25-86, телефон доверия 8-385-2-65-82-19).