Официальный сайт
Версия для слабовидящих
24 сентября 2020

Долгосрочный прогноз возможных циклических происшествий и чрезвычайных ситуаций на территории Алтайского краяв осенне-зимний период 2020 – 2021 года

 (при составлении прогноза использована информация Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края, филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Западно-Сибирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды"АЦГМС,Федерального исследовательского центра Единой Геофизической службы РАН Алтае-Саянский филиал, Отдела мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций Краевого казенного учреждения «Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае»)

 

1.     Характерные особенности погодных условий осенне-зимнего периода на территории Алтайского края

 

Климат Алтайского края - умеренный резко континентальный, формируется в результате частой смены воздушных масс, поступающих из Атлантики, Арктики, Восточной Сибири и Средней Азии. Благодаря наличию горного барьера на юго-востоке края господствующий западно-восточный перенос воздушных масс приобретает юго-западное направление. В зимние месяцы в периоды с активной циклонической деятельностью в крае повсеместно отмечаются метели, повторяемость которых 30-50 дней в году. При метелях на равнине и в предгорных районах преобладают скорости ветра более 10 м/с, при средней температуре воздуха в основном выше минус 10ºС. Метели возможны и при более низкой температуре воздуха, особенно на западе равнинной части края.

Снежный покров устанавливается в среднем в первой декаде ноября, разрушается в апреле.

2. Основные источники происшествий и чрезвычайных ситуаций природного характерана осенне-зимний период

 

На основании многолетних наблюдений, анализа чрезвычайных ситуаций и состояния окружающей природной среды в осенне-зимний период 2020-2021годов на территории Алтайского края прогнозируются следующие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и биолого-социального характера:

- опасные метеорологические и агрометеорологические явления (очень сильный ветер, метель, сильный снегопад, сильный мороз и аномально холодная погода, гололедно-изморозевые отложения, низкие температуры воздуха при отсутствии снежного покрова);

- техногенного характера: пожары в жилой застройке и на промышленных объектах, аварии на магистральных трубопроводах и коммунально-энергетических сетях, транспортные аварии;

- происшествие на водных объектах;

- биолого-социального характера: массовое заболеваемость населения гриппом и ОРВИ, обращения граждан в лечебные учреждения по поводу укусов клещами.

 

2.1. Характерные для Алтайского края опасные и неблагоприятные

метеорологические явления в осенне-зимний период

 

- очень сильный снег (ноябрь - февраль) - количество осадков 20 мм и более за 12 часов и менее. В результате возможны ограничение или прекращение сообщения с отдельными районами, выход из строя линий связи и электропередач, затруднения в перемещении транспорта по населенным пунктам;

- сильное гололёдно - изморозевое отложение (ноябрь - февраль) - с диаметром отложения льда на проводах не менее 20 мм. Вызывает большое намерзание льда на ЛЭП, что нередко приводит к поломке опор, обрыву проводов, к прекращению подачи электроэнергии предприятиям и населённым пунктам. Гололедные явления могут повлечь за собой увеличение ДТП и значительные нарушения в работе транспорта.

- очень сильный ветер (октябрь - февраль) – при скорости ветра 25 м/с и более, может быть нарушена работа транспорта, объектов энергетики и ЖКХ, а также высока вероятность обрыва линий связи и электропередач.

- сильный мороз (декабрь - февраль) - сохранение минимальной температуры -40ºС в течение 3-х суток и более, а также аномально-холодная погода с минимальной температурой воздуха -35ºС и ниже в течение не менее 5 суток. Это может вызвать значительные затруднения в работе предприятий топливно-энергетического комплекса, транспорта, животноводства;

- сильная метель (ноябрь - февраль) - при скорости ветра не менее 15 м/св течение суток и более. В результате чего может быть полностью парализована работа всех видов транспорта, произойти нарушения функционирования линий электропередачи и связи.

 

 

3. Основные источники происшествий и чрезвычайных ситуаций техногенного характера

 

Основной тенденцией формирования техногенных опасностей для Алтайского края в осенне-зимний период являются значительное сезонное увеличение количества техногенных чрезвычайных ситуаций и преобладание в их структуре таких видов, как пожары на объектах жилого, социально-бытового и культурного назначения, на промышленных объектах, дорожно-транспортные происшествия с тяжелыми последствиями, аварии на коммунально-энергетических сетях.

Увеличение количества бытовых пожаров в зимний период обусловлено началом отопительного сезона и нарушением правил эксплуатации печного и электрического оборудования в частном жилом секторе, также сохраняется высокий риск возникновения пожаров по причине неосторожного обращения с огнем. Возможны возгорания транспортных средств по причине неисправности систем, механизмов и узлов.

Увеличение аварий на коммунально-энергетических сетях в зимний период обусловлено значительным возрастанием нагрузок на системы электроснабжения и теплоснабжения населенных пунктов и промышленных предприятий, тяжелыми условиями эксплуатации технологического оборудования при больших перепадах температуры и влажности воздуха.

 

3.1 Возникновение происшествий и чрезвычайных ситуаций, обусловленных авариями на транспорте

 

В осенне - зимние месяцы будет возрастать степень тяжести последствий аварий (опрокидывание, вылет автотранспорта в кювет, столкновение двух и более автомобилей), предпосылки комплекс неблагоприятных погодных явлений (сильные снегопады, метели, гололед, туман, резкие изменения погоды). Значительный риск будет представлять вероятность образование заторов транспорта на автодорогах края.

Автомобильные дороги края, наиболее подверженные снежным заносам

1) Федеральные автомобильные дороги – 11 участков:

Р-256 "Чуйский тракт" - 10 участков, наиболее опасные участки:

Косихинский район - 1 участок (237-258 км);

Троицкий район – 4 участка (269-270, 275-276, 284-285, 299-301 км);

Зональный район – 5 участков (304-308, 315-319, 322-323, 333-334, 340-341 км);

Бийский район – 1 участок (344-345 км).

А-322 Барнаул - Рубцовск - граница с Республикой Казахстан - 11 участков:

Калманский район – 5 участков (30-32, 38-39, 45-52, 55-57, 66-59 км);

Топчихинский район – 2 участка (93-97, 105-107 км);

Алейский район – 2 участка (122-123, 127-129 км);

Шипуновский район – 1 участок (185-186 км);

Рубцовский район - 1 участок (277-282 км).

 

2) Дороги регионального и местного значения:

К-02 «Павловск - Камень-на-Оби - граница Новосибирской области» -Павловский, Шелаболихинский, Каменский районы;

К-03 «Змеиногорск-Рубцовск-Волчиха-Михайловка-Кулунда-Бурла-граница Новосибирской области – Змеиногорский, Рубцовский, Волчихинский, Михайловкий, Кулундинский, Бурлинский районы;

К-05 «Бийск-Мартыново-Ельцовка-граница Кемеровской области» - Бийский, Ельцовский, Целинный районы;

К-06 «Бийск – Белокуриха» - г. Белокуриха – Бийский и Смоленский районы;

К-07 «Алейское – Буканское» - Алейский, Мамонтовский районы;

К-08 «Крутиха - Панкрушиха – Хабары - Славгород - граница Республики Казахстан» - Крутихинский, Панкрушихинский, Хабарский районы;

К-09 «Поспелиха - Курья - Третьяково - граница Республики Казахстан» - Поспелихинский, Курьинский, Змеиногорский, и Третьяковский районы;

К-10 «Катунское - Красный Яр - Алтайское - граница Республики Алтай» - Советский, Смоленский, Алтайский районы;

К-11 «Бийск-Карабинка - граница Республики Алтай» - Бийский район;

К-12 «Быканов Мост – Солоновка – Солонешное-граница Республики Алтай» - Солонешенский, Смоленский районы;

К-13 «Алейск – Петропавловское - Смоленское» - Алейский, Петропавловский, Смоленский районы;

К-17 «Барнаул - Павловск - Ребриха - Мамонтово - Романово - Родино - Кулунда - граница Республики Казахстан» - Павловский, Ребрихинский, Мамонтовкий, Романовский районы;

К-18 «Алейск - Чарышское» - Алейский, Усть-калманский, Краснощёковский, Чарышский;

К-19 «Шипуново - Краснощеково - Курья» - Курьинский, Краснощёковский районы;

К-20 «Поспелиха – Новичиха - Волчиха» - Поспелихинский, Новичихинский и Волчихинский районы;

К-21 «Рубцовск-Угловское-Михайловка» - Рубцовский и Угловский районы;

К-22 «Юдиха - Тюменцево - Баево - Александровка - Верх-Суетка - Знаменка - Славгород» - Баевский район, г. Славгород;

К-24 «Троицкое-Целинное» - Троицкий и Целинный районы;

К-25 «Ребриха-Шарчино-Корчино-Завьялово – Леньки-Благовещенка» - Завьяловский, Благовещенский районы;

К-26 «Веселоярск - Староалейское (А-322 Горняк - Староалейское) – Рубцовский, Локтевский, Третьяковский районы;

К-31 «Леньки - Нижнечуманка - Верх-Чуманка - Плотава» - Благовещенский и Баевский районы;

К-34 «Бийск - Усятское - Соусканиха - Верх-Кажа» - Бийский, Красногорский районы;

К-39 «Мельниковка – Александровка» - Советский, Благовещенский районы;

К-44 «Быстрый Исток-Усть-Ануй – Ануйское» - Быстроистокский, Смоленский районы;

К-47 «Новоегорьевское – Титовка – Новичиха» - Егорьевский, Новичихинский районы;

К-65 «Быстрянка– Красногорское» - Красногорский район;

К-77 «Новичиха - Поломошное - Лобаниха – Клепичиха» - Новичихинский, Поспелихинский районы;

К-78 «Мамонтово - Солоновка- автодорога А-322»;

К-79 «Павловск - Колыванское - Ракиты – Топчиха»;

К-86 «Алексеевка – Березовка – Солонешное» - Петропавловский, Солонешенский район;

Н-5903 «Батурово - Киприно - Юдиха» - Шелаболихинский, Тюменцевский районы.

Наибольшее число ДТП ожидается на автодорогах краевого и местного значения в городах Барнаул и Славгород, Бийском, Первомайском, Рубцовском, Павловском, Каменском, Зональном, Алейском, Поспелихинском, Косихинском, Благовещенском, Смоленском, Алтайском и Заринском районах, а так же на автодорогах федерального значения P - 256 «Чуйский тракт» и А - 322 «Барнаул-Рубцовск-граница с Республикой Казахстан».

 

Сохраняется риск возникновения происшествий на железнодорожном транспорте, связанных со сходом колесных пар вагонов и платформ, неисправностями путей, контактной сети, систем управления движением, выходом из строя стрелочных переводов, перевозкой опасных грузов, а так же при снижении видимости в тумане в ночное время и утренние часы.

Возможно возникновение происшествий, связанных с эксплуатацией и испытаниями авиационного транспорта. Определяющими факторами авиационных происшествий являются несоблюдении технических регламентов эксплуатации воздушных судов, инфраструктуры аэропортов, влиянии неблагоприятных метеорологических условий, человеческого фактора.

 

3.2 Возникновение происшествий и чрезвычайных ситуаций, обусловленных авариями на коммунальных системах жизнеобеспечения

 

На основании статистических данных последних лет ежегодно в осенне-зимний период на территории Алтайского края происходят происшествия на объектах жилищно-коммунального хозяйства, аварийное отключение отопления, холодного и горячего водоснабжения в связи с порывами теплотрасс и водоводов, снижение запасов топлива и некачественного угля, повреждения электрооборудования и ЛЭП.

Особое внимание следует уделить районам (согласно статистическим данным):

водоснабжение: Троицкий, Смоленский, Первомайский, Рубцовский, Павловский, Бийский, Шелаболихинский, Целинный, Змеиногорский, Солтонский, Заринский, Каменский, Калманский районы, а так же городам Барнаул и Славгород;

теплоснабжение:Павловский, Смоленский, Ельцовский, Рубцовский, Бийский, Каменский, Троицкий, Змеиногорский, Шипуновский районы, города Барнаул, Славгород и Яровое.

3.3 Возникновение происшествий и чрезвычайных ситуаций, обусловленных пожарами и взрывами на объектах жилого, социально-бытового и культурного назначения

В осенне-зимний период происходит увеличение числа возгораний, согласно статистическим данным, наибольшее число бытовых пожаров происходит в декабре, ожидается снижение числа бытовых пожаров к марту.

При рассмотрении причин в зимнее время отмечен значительный рост числавозгораний по причине нарушений правил устройства и эксплуатации печей и тепло производящих установок, а так же из-за неосторожного обращения с огнем. Также возможны возгорания транспортных средств по причине неисправности систем, механизмов и узлов.

Наибольшее количество пожаров ожидается в Бийском, Зональном, Смоленском, Рубцовском, Каменском, Первомайском, Тальменском, Алейском, Шипуновском, Благовещенском, Павловском, Краснощёковском, Поспелихинском районах, а так же в городах Барнаул, Бийск, Рубцовск и Новоалтайск.

В 3-й декаде декабря и 1-ой декаде января увеличивается риск пожаров из-за нарушения мер безопасности при использовании пиротехнической продукции в новогодние праздники.

 

3.4. Возникновение происшествий на водных объектах

 

1.На территории края в зимний период на контроле находится 11 мест массового выхода людей на лёд (Егорьевский, Рубцовский, Змеиногорский, Третьяковский, Завьяловский, Каменский, Шелаболихинский, Советский, Алтайский районы и город Барнаул) и до 10 ледовых переправ (река Обь в Быстроистокском, Каменском, Усть-Пристанском, Калманском, Шелаболихинском, Усть-Пристанском, Шелаболихинском районах, река Катунь в Советском районе).

В осенне-зимний период на водоёмах на всей территории края высока вероятность происшествий обусловленные провалами людей и техники на льду в традиционных местах лова рыбы и на несанкционированных переправах.

Наибольшие количества происшествий может произойти на территории Егорьевского, Змеиногорского, Третьяковского, Завьяловского, Шелаболихинского, Советского, Алтайского, Каменского, Бурлинского, Павловского, Залесовского районов и города Барнаула.

 

 

4. Основные источники чрезвычайных ситуаций биолого-социального характера на осенне-зимний период

 

4.1. Санитарно-эпидемиологическая обстановка

Высокая активность клещей сохраняется до конца сентября, а при условии теплой погоды возможна и в первой декаде октября. Сохраняется риск возникновения случаев укуса клещами и заболевания населения клещевым энцефалитом в связи с массовым выходом людей в лесную зону

В осенне-зимний период на всей территории края регистрируется рост сезонной заболеваемости гриппом и ОРВИ.В период сезонного подъема гриппа в последние годы имеет тенденцию к устойчивому росту с увеличением тяжелых и осложненных форм, заболеваемость внебольничными пневмониями.

Не исключается возможность случаев заноса особо опасных инфекций на территорию края из других стран, чему способствуют интенсивные международные экономические и туристические связи Алтайского края.

В период новогодних праздников ожидается увеличение случаев обморожения и травматизма, а так же возможны случаи, как единичного, так и массового отравления населения суррогатными алкогольными напитками и жидкостямихарактерного для данного периода.

4.2.   Эпизоотическая обстановка

На территории Алтайского края угрозы распространения инфекционных заболеваний сельскохозяйственных животных в масштабе эпизоотии в осенне-зимний период 2020–2021 года не прогнозируется.

Высок риск заноса высокопатогенного вируса гриппа птиц и возникновения вспышки заболевания на территории муниципальных районов края, в связи с осенней миграцией дикой перелетной птицы.


Видеорепортажи

Фестиваль
10 октября 2016